Главная / Об исполнителе /
Статьи и публикации

Магия романса

В филармонии состоялся концерт Сергея Зыкова – певца из Санкт-Петербурга, известного исполнителя русских романсов, а также произведений из репертуара современных композиторов.

Кстати, барнаульская публика с творчеством Сергея Зыкова уже знакома, поэтому в филармоническом зале можно было увидеть немало почитателей исполнительского таланта певца.

ВМЕСТЕ С ЗАЛОМ

Сегодня Сергей Зыков активно выступает на различных площадках страны с весьмаразнообразным репертуаром. Он исполняет не только старинные и классические романсы, но и народные, казачьи, военные песни, песни на стихи русских поэтов, а также произведения в рамках тематических программ. На самом деле молодой исполнитель – в прошлом выпускник школы, существующей при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, солист оперной труппы петербургского музыкального театра «Зазеркалье». Не случайно на главной оперной сцене Санкт-Петербурга ему доверяли исполнять ведущие партии – к примеру, Роберта в опере Чайковского «Иоланта» и Марселя в «Богеме» Пуччини. Однако параллельно Сергей выступал и на концертной эстраде, участвовал в различных конкурсах. В итоге в 2005 году он становится обладателем Гран-при ежегодного санкт-петербургского конкурса исполнителей романса «Весна романса», а в 2007 году – победителем XI Международного конкурса русского романса «Романсиада», где талант молодого исполнителя высоко оценили Александра Пахмутова, Николай Сличенко, Алла Баянова, Нани Брегвадзе, Сергей Захаров… Кстати, на одном из конкурсов Сергей Зыков познакомился с известным композитором Андреем Петровым, разглядевшим его яркий исполнительский талант. Не случайно сегодня в репертуаре певца множество произведений этого автора. На барнаульской сцене Сергей Зыков посвятил творчеству Андрея Петрова одну из основных частей концертной программы. В основном это были песни из таких кинофильмов, как «Петербургские тайны», «Старые клячи», «Жестокий романс»… Стоит ли говорить, что эти песни тут же подхватывались публикой, причем иногда певец во время исполнения намеренно давал публике возможность самостоятельно пропеть тот или иной фрагмент, после чего вознаграждался бурными овациями благодарного зала. А песню «Большая дорога» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» («Застенчивым девушкам, жадным и юным…»), казалось, подпевал весь зал.

Вообще, крики «браво» в адрес исполнителя раздавались после каждой песни. А по окончании известной песни «Колокольный звон», написанной иеромонахом Романом (эта песня стала широко известной благодаря необычному исполнению Жанны Бичевской), задние ряды приветствовали Сергея Зыкова стоя. И это была лишь одна из песен православного репертуара певца, составляющего весомую часть в его творчестве. Еще хотелось бы отметить, что во время исполнения этого произведения очень интересно звучал Филармонический университетский русский оркестр (художественный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Николай Корниенко), который имитировал звон колоколов со всеми свойственными ему переливами.

МАСТЕРСТВО СЕРДЦЕЕДА

Кстати, в этот день вечер романсов в краевой филармонии начался именно с выступления этого оркестра, который открыл концерт композицией Александра Прибылова «Воспоминания о русском романсе», в которой можно было уловить отголоски известных романсов. Звучали и известный романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду», в котором виртуозно солировал на балалайке музыкант Игорь Ламзин. Во время исполнения таких партий невольно задумываешься о том, что русский романс невероятно популярен – даже при отсутствии текстовой составляющей его поют, его знают. К примеру, когда Сергей Зыков попросил публику по первым аккордам узнать очередную мелодию и начать ее петь, то, ей-богу, достаточно было двух нот, чтобы публика зааплодировала, выкрикивая в зал название моментально распознанного «Мохнатого шмеля». Столь же активно присутствующие в зале напевали такие известные романсы, как «Только раз бывает в жизни встреча…», «Не жалею, не зову, не плачу…» (кстати, почему-то именно этот романс на стихи Есенина был объявлен со сцены как любимый романс барнаульцев).

Казалось, что публике по душе была любая манера, которую выбирал для исполнения Сергей Зыков. Каждый романс звучал в его исполнении по-разному – певец то погружался в раздумья, то, наоборот, открывался публике. Причем образы, которые Сергей создавал на сцене, были настолько убедительными, что, к примеру, во время исполнения песен из кинофильма «О бедном гусаре…» перед нами был вовсе не один исполнитель, а, как минимум, взвод гусар. А когда певец пел куплеты из «Большой дороги», то посылал присутствующим дамам воздушные поцелуи, игриво помахивал ручкой, буквально стрелял глазами по залу с мастерством истинного сердцееда. Естественно, женская половина была покорена новым исполнением знаменитой песни и подарила исполнителю несколько роскошных букетов.

Особенно задорно Сергей Зыков исполнил романс санкт-петербургского композитора Валентина Сухобокова «Мне сейчас бы в сани…». Как выяснилось, сегодня этот композитор тяжело болен, а потому его ученики и друзья договорились между собой исполнять на концертах его песни. И несмотря на то, что публика, сидящая в зале филармонии, этот романс слышала впервые, под конец слова из него напевал весь зал.

С творчеством Сергея Зыкова барнаульская публика хорошо знакома. Фото предоставлено краевой филармонией.

Наталья Катренко

АУДИО

Константиново